Феномен успеха плюшевого медведя Интересен феномен коллекционного мишки. Такие «животные», будучи одеты в наряды от самых известных домов моды (Hermes, Christian Dior, Sonia Rikiel), стали брэндовыми. Например, один южнокорейский миллионер, не стремящийся афишировать свое имя, приобрел мишку в одежде от Louis Vuitton за 1,5 миллиона франков.
Официальный рынок коллекционных медведей сформировался чуть более 20 лет назад. Именно тогда аукционные дома стали регулярно проводить тематические торги. Вид коллекционирования плюшевых медведей имеет название - арктофилия. Коллекционеры – аткрофилы, рассуждая о художественных достоинствах экспонатов своих коллекций, их уникальности готовы за ценный экземпляр выложить суммы, порой не поддающиеся никакой логике. Например, самый дорогой медвежонок в мире, выпущенный фирмой «Steiff», принадлежал британскому полковнику Бобу Хендерсону. В 1994 году медвежонку полковника исполнилось 90 лет. В том же году под именем Teddy Girl (Тедди девочка) медвежонок был продан на аукционе Christie`s за 110 тыс. фунтов стерлингов.
Один из самых дорогих лотов на торгах аукциона Christie`s был черный траурный медведь фирмы «Steiff», выпущенный в 1912 году после гибели «Титаника» в рамках ограниченного тиража. Высота траурного мишки составляла 50 см, предварительно он был оценен в 20-30 тыс. фунтов. В 2000 же году на аукционе Christie`s черного мишку времен гибели «Титаника» купили за 150 000 евро.
Одним из редчайших медвежат является мишка-термос от фабрики Steiff. В его брюшко вкладывается металлическая емкость для кипятка, а прореха зашнуровывается. Эта игрушка оказалась весьма непрактичной, поэтому ее выпустили тиражом всего в 90 экземпляров. Зато теперь мишка-термос – вожделенная мечта любого арктофила.
Однако никогда нельзя сказать однозначно, какой из выставленных на торги медвежат окажется дороже. Для коллекционера определяющее значение может иметь не только редкость предмета, но и его сохранность, а также и вовсе чувство симпатии и душевного трепета при встрече с плюшевым существом.
В настоящее время антикварные мишки, в большинстве своем, находятся в частных коллекциях. Появились художники, вручную создающие уникальных медведей и продающие их исключительно на специализированных выставках и фестивалях. Другие фирмы, среди которых старейшие немецкие «Штайф», «Гебрюдер Херманн» и французская «Мартиль и Пинталь», стали делать мишек под названием Replica Bear, то есть изготавливать их по образцам ранних лет. За каждым таким медвежонком своя история, хорошо известная коллекционерам.
Итак, с появлением в начале XX века медвежонка Тедди мальчики наконец-то получили возможность играть в игрушки. Ранее это была лишь прерогатива девочек, ведь игрушкой служила в основном классическая кукла, для мальчишек подобное занятие считалось предосудительным. Мишка же, бесполый по сути своей, стал замечательным другом для детей любого пола.
В разделе «О кукольном творчестве» я писала уже об огромном психологическом потенциале куклы как таковой. В этом смысле мишка Тедди просто уникален. Благодаря своему нежному и уютному образу, он пробуждает в детях чувство заботы, жалости, любви, защищенности, человечности. С такой игрушкой, как правило, устанавливается прочный положительно-заряженный эмоциональный контакт. Очень часто, повзрослев, дети продолжают хранить и беречь своего плюшевого друга как символ счастливых дней детства, память об ушедших родителях и дорогому прошлому.
В современном мире научного и технологического прогресса и Тедди «не стоит» на месте. Выпускают медвежат, оснащенных системами скрытого видеонаблюдения, приемниками спутниковой навигационной системы (GPS) и средством вызова службы спасения. Разработаны и совершенствуются мишки-роботы, которые могут быть полезны в работе с детьми, долгое время находящимися в условиях медицинских стационаров – как средство психо-эмоциональной поддержки. Робот-мишка сочетает функции телефона, компьютера и видеокамеры, что также позволяет следить за поведением ребенка, разговаривать и играть с ним. Но никакая техника не заменит мягкого смешного плюшевого медвежонка из детства, такого теплого и родного! Лишь он способен создать вокруг себя ощущение психологического комфорта, уюта и защищенности.
В статье использованы фото с ресурсов (http://mim.country.ru/?art_1) и (http://www.whendisbears.com/index.html)
Журавлева Анна © 29 июля 2010 г.